Страницы

О моих учителях

Мне интересно многое: живопись, современный арт, старые фотографии и много еще чего.

Если же кого-то интересует моя особа и мое творчество, то советую воспользоваться навигацией (та, что на строку выше). Там я в какой-то мере систематизировал личную информацию.

понедельник, 11 июля 2011 г.

Почему молодежь не читает книги?

Сегодня, как часто бывает, искал в Интернете одно, а нашел совсем другое - статью, опубликованную под псевдонимом Tavrika. Статья написана в 2009 году, но тем не менее, на мой взгляд, она представляет определенный интерес. 

Поэтому я и выкладываю ее в своем блоге.


Алексей Надэмлинский

Почему молодежь не читает книги?

В ПРОШЛОМ году социологи, психологи, издательства, Российская государственная детская библиотека провели исследования: читают ли современные дети?

Треть опрошенных (возраст 10–15 лет) ответили, что они «любят читать, но не хватает времени». 27,6% подростков сказали, что «читают много».

А примерно каждый десятый из опрошенных признался: «Читаю редко, не люблю». Мы решили разобраться, почему современная молодежь не любит читать книги.

Скучно, однако!

В ПРОЦЕССЕ общения со старшим поколением выяснилось, что причин, заставлявших их «тыкать в книжку пальчик», было две. Во-первых, больше нечем было заняться на досуге. А во-вторых — и так отвечали многие родители, — им действительно было интересно читать.

Нынче смешно даже и говорить о том, что молодежи нечем заполнить досуг. Те эмоции, которые папы и мамы могли получить только из книги, нынешним тинейджерам приносит кино, компьютерные игры и пр. Достаточно нажать две кнопки — и получай свой адреналин. Согласитесь, это гораздо проще, чем прочесть 700 страниц текста.

То, что у книги появились мощные конкуренты, ясно всем. Непонятно другое. Неужели со временем книги становятся менее интересными? Ведь содержание того же «Острова сокровищ» или «Детей капитана Гранта» с годами не меняется. В чем же проблема?

А проблема, оказывается, в том, что сегодняшние детки и знать не знают о существовании тех авторов, которыми их родители зачитывались. Жюль Верн, Марк Твен, Фенимор Купер, Луи Буссенар, Майн Рид, Конан Дойл, Беляев, Каверин… А ведь именно они будили в подростках 30, 40, 50 лет назад интерес к чтению. Начиная с ненавязчивых приключенческих романов, они готовили себя к серьезной, умной литературе Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого.

А сейчас дети читают в основном в школе, где уроки литературы способны отбить желание читать даже у заинтересованного ребенка: внушительный список литературы, тома-«кирпичи», стандартный подход по схеме «биография автора — пересказ произведения — портреты главных героев — понятия любви/семьи/чести и пр. в произведении».

В итоге изучение интересного произведения превращается в настоящее мучение. Попытка донести до сознания молодежи вещи, которые ей объективно непонятны в данном возрасте, — душевные терзания Андрея Болконского или Раскольникова — не вызывает ничего, кроме раздражения и обиды, а желание учителей навязать еще и свой взгляд на эти вещи только усиливает неприятие.

Вряд ли справедливо объяснение: дети не читают из-за того, что им непонятны описываемые в русской классике человеческие отношения. Просто навязывание литературных шедевров в обязательном порядке да еще и «пережевывание» их по выверенной схеме убивают желание читать не только эти шедевры, но и вообще что-нибудь.

В жизни общества за последнюю пару десятков лет произошло очень много изменений, а в литературной программе — практически никаких. Среди книг, рекомендованных к обязательному прочтению, нет ни одного (!) произведения, главным героем которого был бы современный подросток. Школьная программа, главной задачей которой было и есть развитие интереса к чтению, этот интерес уничтожает.

«Напишите про меня»

«МЕНЯ зовут Лида, я живу в далекой и очень холодной Якутии, учусь в 10-м классе. Подростки не читают?! Читают! И еще как! Просто нам неинтересно читать всякую скучную бяку. Хочется чего-нибудь реального — книг про то, как решают проблемы другие девчонки и ребята».

Конечно, молодежь еще читает. Вот только что именно? Казалось бы, рынок детской литературы переполнен. «Золотой запас» — М. Твен, Ф. Купер, Ж. Верн, А. Рыбаков и прочие — представлен в таком объеме, который нашим родителям и не снился. Детективы, фантастика, фэнтези давно перестали быть дефицитом, но среди тонн этой «жвачки для глаз» очень трудно найти действительно стоящие вещи — того же Толкиена или Урсулу Ле Гуин.

А между тем в ответах на вопрос: «Какие книги ты хотел бы почитать?» — на первом месте стоят реалистические повести, рассказы про сверстников. Эту брешь попытались закрыть издатели, запустив серию повестей и романов, написанных и старыми знаменитыми писателями («Кораблики» В. Крапивина, «Дикая любовь» Ю. Короткова, автора сценариев к фильмам «Авария — дочь мента», «Американка» и пр.), и молодыми неизвестными (Е. Мурашова «Барабашка — это я», Т. Пономарева

«Трудное время для попугаев» и пр.). Они — про нашу новую жизнь и про наших новых детей, которые знают, что такое наркотики и как страшно быть бездомным, которым приходится самим отбиваться от рэкетиров и самим решать, можно ли предать любовь ради карьеры. «Здравствуйте, меня зовут Дима, я живу в Чебоксарах, мне 15 лет, и я люблю книги. Телевизор, конечно, тоже люблю, но большинство программ сейчас скучные, и фильмы тоже.

А книги про опасный возраст помогают — они про нас, про те трудности, которые мы уже пережили, или про те, которые ждут в будущем. Ведь в жизни есть такие моменты, когда человеку надо сделать шаг во взрослую жизнь и сделать его правильно. Бывает, попадаешь в такие ситуации, все навалится… И хочется умереть.

Я хотел выброситься с 9-го этажа — из-за чего, как вы думаете? Из-за девяти двоек. Но не смог. А мой друг повесился. И никто так и не понял: почему? Жизнь пробует нас на прочность, кто-то выдержит, а кто-то — нет».

Можно долго рассуждать про то, что взрослые сами еще не разобрались в том хаосе, который царит в душах и в головах, что для подростков писать тяжелее — слишком остро ребята чувствуют фальшь, и их красивыми словами не обманешь. Но, кажется, уже пора заканчивать говорить и начинать творить. Иначе у нас в головах скоро останется всего одна извилина, да и та — от компьютерного видеошлема.

Анекдот в тему:
К одному студенту подходит другой:
— Слушай, а ты книгу вверх ногами держишь!
— А ты че, Фрейд, что ли?
— При чем тут Фрейд?
— Это — книга! Какие у нее ноги? Ты еще скажи, что я ей меж страниц заглядываю!

Взято отсюда
Использована иллюстрация Мориса Лелуара к книге Александра Дюма "Три мушкетера"

Заметка спустя почти год
После моей недавней встречи с читателями я засомневался в трагичности этой статьи.
Алексей Надэмлинский

18 комментариев:

  1. Да, интересная статья!
    Kamin
    http://kamin-4966953190.ya.ru/

    ОтветитьУдалить
  2. Куча причин, и здесь не все указаны. Одна боязнь прослыть "ботаником" чего стоит

    i-grafova
    http://i-grafova.ya.ru/

    ОтветитьУдалить
  3. Вспоминаю школьную программу по литературе советского образца (программу), она была все-таки адаптирована под соответствующий возраст. И "Войну и мир" прочитала тогда же с большим удовольствием - все , что касается "войны" (года через два - всю, и не один раз). Да и книгу тогда было заменить мало чем, по сравнению с настоящим.

    А есть и были, и будут, к сожалению, преподаватели, которые любого ученика от чего угодно отвратят. У нас в старших классах именно такая была, и как раз по литературе. Самое главное - не насильно действовать, на интересе, который можно пробудить (или постараться хотя бы)
    i-grafova
    http://i-grafova.ya.ru/

    ОтветитьУдалить
  4. По поводу "адаптации под возраст". Я вообще этого не понимаю - одному книгу в самый раз в 13 лет читать, а другому и в 30 рано. Все это слишком индивидуально. В конце концов Пушкин свои сказки писал не для детей, а для взрослых. Это позже их пришпилили к детской литературе...

    А что касается преподавателей, то моя учительница русского языка - Раиса Моисеевна Куперман, благодаря которой трое моих одноклассников стали непосредственно писать, грустно заметила, что замечательных педагогов можно по пальцам пересчитать. Их слишком мало...

    ОтветитьУдалить
  5. Индивидуальности как раз сейчас, по-моему, нехватает. Но Вы правы. Еще очень многое зависит от общего развития человека, интеллекта, что ли.

    А замечательные педагоги мне тоже попадались, и в школе, и в ЛГУ. Да и я сама по диплому преподаватель, только истории. Правда, педпрактики, кроме тренерской, у меня нет, к сожалению, может быть.

    i-grafova
    http://i-grafova.ya.ru/

    ОтветитьУдалить
  6. На самом деле преподавание литературы было формальным и отбивало всякое желание читать еще и в мое детство, т.е. около 30 лет назад.

    Obi Kenobi
    http://obi-kenobi.ya.ru/

    ОтветитьУдалить
  7. Я тоже заканчивал школу 33 года назад. Нам - физико-математическому классу повезло - попалась на последних четыре года "неформальная" учительница. Может поэтому у нас из класса вышел один журналист, драматург и поэт в одном флаконе, и детский писатель? B-)

    Не знаю. Но учительницу эту стая товарищей вытолкала до отъезда на ПМЖ в США...

    А о преподавании литературы я только что закончил статью - см. пост выше. Но мой глас - глас вопиющего в пустыне... Впрочем, писать я начал о Хемингуэе, а получилось совсем не о нем... :-O

    ОтветитьУдалить
  8. Ну а я - 30 лет назад. :-)) Значит вам повезло!

    Obi Kenobi
    http://obi-kenobi.ya.ru/

    ОтветитьУдалить
  9. Повезло... от учителя много чего зависит - сужу по себе и дочкам... B-)

    ОтветитьУдалить
  10. Несомненно! Могут так отбить интерес, что потом многие годы к предмету не притронешься, и наоборот.

    Obi Kenobi
    http://obi-kenobi.ya.ru/

    ОтветитьУдалить
  11. А вот неправда!, отбивалось желание читать школьных классиков, а остальную литературу я например читал запоем. Вот последние лет десять стал читать мало.

    greenc4t
    http://greenc4t.ya.ru/

    ОтветитьУдалить
  12. А это в статье хорошо объясняется - гораздо меньше всяких интересных занятий тогда было

    Obi Kenobi
    http://obi-kenobi.ya.ru/

    ОтветитьУдалить
  13. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  14. Да нет, занятий интересных было полно, не было только тогда еще компьютера и интернета.. Появился компьютер, опять-таки много читал специализированных статей и литературы. А сейчас не читается, и винду седьмую не интересно расковырять всю, как когда-то девяносто восьмую, мне кажется сейчас наоборот скучнее стало.

    greenc4t
    http://greenc4t.ya.ru/

    ОтветитьУдалить
  15. Я в 1 классе в щели между и партой и её откидной крышкой (помните такие?) читала "Собор Парижской богоматери", как мне жаль было горбуна и девушку... А потом плакала над "Хижиной дяди Тома" и "Оводом", запоем читала "Два капитана"...
    А что сейчас читают мои внуки? Об этих книгах они и не слышали! Зато на столе 12-летней внучки живёт книга по фотошопу, третьеклассник читает уже четвёртую энциклопедию, а первоклассник усиленно изучает английский, вплоть до ночного прослушивания сказок на английском... Он мечтает учиться в Англии! Вот как изменилась наша жизнь и наши настольные книги. Эмоции уступили место рассудку, стремлению к новым знаниям. И это тоже неплохо! Побольше бы таких детей. А не тех, что сутками играют в стрелялки по сети.

    ОтветитьУдалить
  16. такая проблема есть и будет!
    и очень жаль...(((

    все таки опомнимся и сейчас тебе , да именно тебе слабо оторватся от компьютера и пойти читать дюма,гоголя,достоевского........

    ОтветитьУдалить
  17. Последний комментарий грешит неким однобоким фанатизмом. Я подобное уже слышал - кино убьет театр, телевидение убьет кино... а они живут... так же и компьютер и Интернет не конкурент книге, кино и театру. Кто сказал, что нельзя читать книгу с экрана мобильного телефона или монитора компьютера?
    Одно другому не помеха.

    ОтветитьУдалить